12 січня 2012

Щедрий вечір

 А мы продолжаем праздновать: 13 января - Мелании, а 14 - Василия. По традиции, завтра багата вечеря или богатый ужин. Принято ставить на стол много блюд, разных деликатесов. Ужинаем обычно только в кругу семьи. Перед принятием пищи обязательно - молитва главы семьи, на столе - зажжённая свеча. В этом году у нас свеча Иерусалимская, которая несёт особую благодать.
После ужина никто не ложится спать и не закрывает входную дверь, хотя Новый старый год ночью мы не встречаем. Не закрываем по другой причине - весь вечер встречаем перебиранців, или ряженых. Мужчины и женщины, в основном молодёжь, переодеваются в разные вертеповские персонажи и веселят людей. Не пустить ряженых в дом считается большим грехом. Правда, к нам они уже иногда еле доходят - в каждой хате угощают и наливают, по капле, а капля к капле...
Ряженые щедруют:

Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

 А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

У першому - красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

У другому - ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

А в третьому - дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

Ясен місяць - пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я

Красне сонце - жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

Дрібні зірки - його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

А эта щедривка шуточная, советую задуматься:

Щедрик-ведрик, дайте вареник,
Баночку івасів – щоб ніколи не висів,
Кільце ковбаски – щоб стояв до Паски,
Бутилочку кагору – щоб дивився вгору,
А як не дасте – то він до пупа приросте!

А на следующий день щедруют уже дети, рассыпая горстьями пшеницу по дому:

Сію,сію,посіваю
з Новим роком всіх вітаю!
Щоб Вам весело жилося,
щоб задумане збулося,
щоб ніколи не хворіли,
щоб нічого не боліло,
щоб у праці все горіло
та й в кишені шелестіло!
Щоб,як квіти,Ви цвіли
та сто років прожили!

Чего и я вам желаю и с Новым годом поздравляю!


8 коментарів :

  1. Таня, я бы очень хотела встретить ряженых. Жалко, что они так и не добираются до вашего дома. А щедруют они замечательно!

    Светлых праздников тебе!!!!

    ВідповістиВидалити
  2. Kaya, если доберутся, сфотографирую специально для тебя! И тебе хороших праздников!

    ВідповістиВидалити
  3. Танечка,с наступающим!!!!!
    Пусть в старый Новый год
    Случится волшебство,
    Пускай печаль уйдет,
    Желаний большинство

    Пусть сбудется скорей!
    Настанет благодать!
    И искренних людей
    Побольше повстречать!

    Эх,не получилось к маме съездить,а то бы щодровали б..:))))))))))))))) Люблю я это дело!!!!

    ВідповістиВидалити
  4. Леночка, тебя тоже с нашим, славянским Новым годом!

    ВідповістиВидалити
  5. Вот понятие "щедрий вечір" с детства сохранилось, но в голове в кучу собрать всё как полагалось делать не получается... Помню щедрувальників, помню киллограммовые закупки конфет и печений, подготовку яблок и апельсин.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. а перебиранців пам'ятаєш? я підозрюю, що замість Ірода в цьому році у нас самі путіни будуть)

      Видалити
    2. Мы наверное в старый Новый год иногда бывали у бабушки на Киевщине, там обычаи отличались и отличаются от западноукраинских, переодеваются там на свадьбах, не помню переодеваний в зимние дни, а в щедрый вечер дети наряжаются.

      Видалити
    3. так тошно этого карлика уже вспоминать...

      Видалити