20 червня 2013

Пиплам


Батьківщина – там, де ти зараз живеш, де тобі добре, – таку фразу почула я вчора, коли їхала з роботи. Відразу внутрішньо стрепенулася і зібралася заперечити молодику, який з такою легкістю і впевненістю сформулював визначення поняття, яке у нас, сорокарічних, асоціюється з чимось святим. Але за мить передумала: по-перше, ніхто не питав моєї думки, а по-друге, у молодих людей поняття батьківщини зовсім інше, якщо воно взагалі є.



Я задумалася: а насправді, що для кожного з нас Батьківщина? Рідна Україна, любе містечко, родина, друзі, народ, традиції, звичаї? Квітучі китиці каштанів? Чи, може, традиційний вишневий садок або море різнобарвних квітів біля кожної хати? Чи запах щойно спеченого пирога з маком чи сиром?

А може, Батьківщина – це грудка землі, яку бережно мотають у хустинку старенькі чоловік із жінкою, що все життя прожили на чужині і приїхали бодай перед смертю побачити рідну землю, відчути її на дотик і залишити з собою навіки?

А може, Батьківщина – це ми з вами, такі різні і такі самобутні, як ніхто в світі, але чомусь не цінуємо того і стидаємося часом признатися, що ми українці.

Вдома, живучи в такому-сякому достатку, сваримося з сусідом за сантиметр городу, а опинившись на чужині, кидаємося в обійми незнайомій людині, тільки почувши, що вона розмовляє по-українськи і ладні поділитися з нею останнім. Чому ми такі? Бо менталітет? Чи щось інше, увібране з молоком матері і що вирізняє нас від інших – американців, німців, росіян?

Недавно розмовляла з молодою жінкою, яка приїхала з Голландії в Україну до чоловіка-фермера, я запитала, що в нашій країні їй найбільше сподобалося. Не задумуючись, жінка відповіла: people!

То чому ж ми, українські піпли, так себе не цінуємо? Бо така держава? Мабуть – бо така держава. Здається, саме поняття батьківщини і патріотизму стерлося, забулося, розвіялося, як дим… Але ж від того ми не перестали бути патріотами, та й традиції наші чудові повертаються: вишиванки, наприклад. А весільні традиції збереглися і передаються від покоління до покоління. В неділю була в славній «Околиці» на весіллі. Там були присутні багато гостей –іноземців: з Росії, з Італії і з Німеччини. Спочатку заморські мени відкрито скучали, поки їхні українські дружини ділилися враженнями, піднімали тости і співали. Та коли гості пішли до танцю – все кардинально змінилося. Росіяни з німцями, які досі наші танці не бачили, стояли з відкритими ротами у прямому розумінні,так їм те дійство сподобалося, а через годину-другу і самі так витанцьовували гопачок і підспівували , що у мене аж сльози навернулися – від гордості, за нас, чудових, непересічних, самобутніх…

І знаєте, я погоджуюся: Батьківщина – там, де ти зараз живеш. Бо живу я – в Україні.

***********

Родина - там, где ты сейчас живешь, где тебе хорошо, - такую ​​фразу услышала я вчера, когда ехала с работы. Сразу внутренне встрепенулась и собралась возразить молодому человеку, который с такой легкостью и уверенностью сформулировал определение понятия, которое у нас, сорокалетних, ассоциируется с чем-то святым. Но через мгновение передумала: во-первых, никто не спрашивал моего мнения, а во-вторых, у молодых людей понятия родины совсем другое, если оно вообще есть.

Я задумалась: а на самом деле, что для каждого из нас Родина? Родная Украина, родной городок, семья, друзья, народ, традиции, обычаи? Цветущие кисти каштанов? Или традиционный вишневый сад, или море разноцветных цветов у каждого дома? Или запах только что испеченного пирога с маком или творогом?А может, Родина - это комок земли, которую бережно мотают в платок старенькие мужчина с женщиной, всю жизнь прожившие на чужбине и приехавшие хотя бы перед смертью увидеть родную землю, почувствовать ее на ощупь и оставить с собой навсегда?

А может, Родина - это мы с вами, такие разные и такие самобытные, как никто в мире, но почему-то не ценим этого и стыдимся признаться, что мы украинцы.Дома ссоримся с соседом за сантиметр огорода, а оказавшись на чужбине, бросаемся в объятия незнакомому человеку, только услышав, что он говорит по-украински и готовы поделиться с ним последним. Почему мы такие? Потому что менталитет? Или что-то другое, поглощенное с молоком матери и отличающее нас от других - американцев, немцев, русских? Недавно разговаривала с молодой женщиной, которая приехала из Голландии в Украину к мужу-фермеру, я спросила, что в нашей стране ей больше всего понравилось. Не думая, женщина ответила: people!Так почему же мы, украинские пиплы, так себя не ценим? Таково государство? Видимо - потому что такое государство. Кажется, само понятие родины и патриотизма стерлось, забылось, развеялось, как дым ... Но от этого мы не перестали быть патриотами, и традиции наши замечательные возвращаются: вышивки, например. А свадебные традиции сохранились и передаются от поколения к поколению.
В воскресенье была в славной «Околице» на свадьбе. Там присутствовало много гостей-иностранцев: из России, из Италии и из Германии. Сначала заморские мэны открыто скучали, пока их украинские жены делились впечатлениями, поднимали тосты и пели. Но когда гости пошли танцевать - все кардинально изменилось. Русские с немцами, которые до сих пор наши танцы не видели, стояли с открытыми ртами в прямом смысле, так им это действо понравилось, а через час-другой и сами так танцевали гопачок и подпевали, что у меня слезы навернулись - от гордости за нас , замечательных, незаурядных, самобытных ...
И знаете, я соглашаюсь: Родина - там, где ты сейчас живешь. Потому я живу - в Украине

10 коментарів :

  1. Привет, Танюша! Объявилась наконец-то. Я по тебе скучала-) Украину я люблю, ни разу там не была во в взрослом состоянии, но мои похождения с моими хохлами в первые испанские годы оставили во мне незабываемый след. Как я люблю украинские песни - Ничь яка мисячна, Ой, чи то конь стоит (прошу прощения, не умею на укр. писать, а пою еще хуже, но вкладываю всю душу-) и гопака. Я его так пляшу с моими испанцами -они обалдевают-)) А Родин у меня много -от Арктики, где я родилась, до самой Африки. Родина -это там, где я живу и там, куда мне хорошо возвращаться (в мечтах, снах или наяву)

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Привет, Олечка! Ничего катастрофически не успеваю!!! А песни украинские мы с тобой еще споем, эх, споем!!!

      Видалити
  2. Спасибо Танюша за пост! Для меня Украина была второй родиной после Сибири. Я с большим желанием переехала в Донецк -- к теплу и солнышку, так как сибирские морозы меня потихоньку доканывали. Третьей родиной была восточная Германия, а четвертой Калифорния. Что еще впереди? Все что угодно :) Еще куда-то может ветром занести :)

    ВідповістиВидалити
  3. Что тебя сподвигло на такой философский пост, подруга? Никто не поверит,что моя родина не НАО, но чисто физически я не там родилась. А так ли это важно? Мне хорошо на этой земле - спасибо ей.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Если честно, это статья для нового проекта) А твою землю и я полюбила - заочно! Её нельзя не любить! Но сделали её такой именно вы - жители!

      Видалити
  4. А для меня Родина маленький поселок Харута в Ненецком автономном округе!!! И я очень люблю это родное сердцу местечко!!!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Светуля, а неважно, где это местечко, главное, что оно родное сердцу!!!

      Видалити
  5. Танечка,согласна,у каждого есть свой родной уголок,где черпаешь силы и вдохновение,где просто чувствуешь себя ХОРОШО!!!!!!

    ВідповістиВидалити