20 лютого 2012

Я выросла на кладбище


Если, прочитав заголовок поста, вы подумали, что я собираюсь вас им шокировать, то... правильно подумали. Мне интересно проанализировать, насколько заголовок сообщения влияет на интерес к тому или иному материалу.
Читая газеты или статьи на сайтах, вы наверняка обратили внимание на интригующие заголовки. Не знаю, как вы, а я по своей наивности кликала на такие заголовки в полной уверенности, что прочитаю что-то интересное. Но это было давно, потому что я очень быстро сообразила, что это просто очередная уловка с целью привлечь побольше читателей. Но она отлично срабатывает, хотя статья или сообщение не содержат и доли правды того, о чём повествует заголовок.
Но я вас не обманула, ну разве чуть-чуть - потому что действительно в детстве много времени проводила на старом кладбище, где уже давно никого не хоронили. Дело в том, что мои бабушка с дедушкой - мамины родители - жили у самого кладбища, и мой дед на добровольных началах и без какой-либо оплаты присматривал за территорией: зимой расчищал снег, осенью сгребал листья. А я постоянно была с ним и помогала.
Много раз родители пытались отдать меня в детский сад, но эти попытки постоянно заканчивались одним и тем же: меня садили в коляску дедушкиного мотоцикла с приговорками и прибаутками, дед завозил меня в садик, но пока он возвращался на мотоцикле обратно - я уже была дома. Вот такой я неколлективный человек с самого раннего детства.
Затея с садиком не удалась, родители ходили на работу, сёстрам меня тоже не доверили, поэтому я постоянно была с дедушкой.
Именно с дедушкой, потому что бабушка у меня была инвалидом- сильно болели ноги и передвигаться могла только по дому. Бабуля занималась готовкой, стиркой - всеми домашними делами. Я ей помогала, но - разве ребёнка дома удержишь?
Так что в основном я была с дедом на кладбище. До сих пор запах и шорох осенней листвы ассоциируется у меня с добрым, безмятежным детством. А ещё - карканье ворон, которых было видимо-невидимо. Даже сейчас, когда слышу это карканье, прямо физически чувствую, как сжимается от тоски сердце - но прошлого не вернуть...
...Дед мой был, что называется, приколист - как отмочит что-нибудь - хоть стой, хоть падай. Некоторые его черты и мне передались, и я этим очень горжусь. А соврать или байку сочинить мог просто на ходу. Когда я только начинала произносить первые слова, он научил меня говорить такую фразу: гамай, какай і нічого не балакай (по-русски - ешь, какай и ничего не говори). Так вот, пришли к нам однажды важные гости - начальство отца. Всё так культурно, мама наготовила вкусностей разных, выпили, закусили - всё идёт как по маслу. И тут дед приводит меня, начальники:"Ой, какая хорошенькая девочка! Скажи что-нибудь!" Я молчу -упёртая была, но тут дед подал команду: "Таня, давай!" А я деда слушала беспрекословно и как выдам:" гамай, какай і нічого не балакай!"  Какое-то время стояла полная тишина, а потом - взрыв хохота! Смеялись до слёз - люди раньше были простые и шутки понимали. Но дед, конечно, получил.
Когда дедуля заходил в автобус, а свободных мест не было -  никогда не просил, чтобы уступили место, он делал проще - подходил к кому-нибудь помоложе и говорил:"Пододвинься, я тоже сяду".Молодой человек, к которому обращались, не просто вставал, он вылетал, как пробка из бутылки.
Мой дед Василий умер в возрасте 90 лет, и прожил бы ещё, но его сильно подкосила смерть мамы, которая ушла на год раньше. Дед до последнего любил перекинуть стаканчик, курил, а когда его спрашивали, как с такими вредными привычками ему удалось столько прожить и в чём секрет долголетия, всегда повторял:"Все будем жить до самой смерти - и раньше никто не умрет!" Вот такая нехитрая философия.
Мой дед Василий - полная противоположность во всём моему деду Владимиру, папиному отцу, котрый никогда не курил, не употреблял спиртное, ни на кого за всю жизнь голос не повысил. Он ушёл от нас всего неделю назад, на 105 году жизни.
И только теперь, с высоты прожитых лет, понимаю, какое огромное значение в моей жизни имели мои дорогие, родные, трепетно любимые дедушки...


22 коментарі :

  1. Таня, такой теплый и сердечный пост, столько воспоминаний. Я когда прочитала про дом у кладбища, аж встрепенулась, уж не родня ли мы:) Родители моего папы тоже жили у кладбища, и я частенько там пропадала с друзьями в поисках старых захоронений. Эх, детство, детство. Назад хочу, в беззаботность, счастье каждый день:)

    ВідповістиВидалити
  2. Родня, однозначно! Во-первых, ты - украинка:))), во-вторых - мы или думаем одинаково, или я хочу думать, как ты,но не успеваю, потому что ты уже это написала, в-третьих - я хочу в Канаду.

    ВідповістиВидалити
  3. Проникновенный пост получился...Родные близкие люди учит, даже если они молчат. С ними проосто хорошо и все..

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Людмила, вы правы...Но почему так больно, и боль не уймётся никак?!

      Видалити
  4. Таня, твои дедушки оставили тебе частичку своей души-души доброй и умной... Не зря они жизнь свою прожили... Отпусти с миром воспоминания о них- станет легче...Я тоже в дестсве жила недалеко от кладбища, мне почему-то всегда страшно было мимо проходить-пробегал холодок по спине, до сих пор помню

    ВідповістиВидалити
  5. Спасибо, Танюш, а совет принимаю - попробую отпустить!

    ВідповістиВидалити
  6. Щиро...від душі... Танюша, як тонко ти відчуваєш всі барви життя... Твої емоції переживаю разом із тобою... Ти вмієш цінувати і пам'ятати про людей. Нехай твій боль із часом втихне, але спогади про дитинство і дідуся залишаться з тобою назавжди...

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Дякую, Тетянко! Якби ще у цих барвах та менше смутку...

      Видалити
  7. У тебя в роду долгожители и это отлично!!!
    Да на разных сайтах и порталах, в большинстве своем заголовки НЕ соответствуют написанному, чистая завлекаловка!
    У деда была правильная философия, главное жить с юмором, не пинать жизнь и не жаловаться на нее, а все воспринимать как дань!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Да, мой дед Вася был ещё тот фрукт, а его оптимизма всегда хватало и на себя, и на того парня!!!

      Видалити
    2. И этим он заслуживает уважения, что поддерживал не только себя но и других!!!

      Видалити
    3. Несомненно! А ещё мой дед хорошо играл на скрипке, и играл на свадьбах, не где-нибудь, так что я им очень горжусь!

      Видалити
  8. Да интересные у тебя деды были. Я своих плохо знала, росла с неродным дедом (бабушкин 3-й муж). Очень был хороший человек, меня никогда не обижал, относился практически как к родной. Не знаю как ему это удавалось. Был он украинец и родом из под Харькова. Хоть в этом мне повезло :-) Спасибо Таня, твой пост навел на воспоминания.

    ВідповістиВидалити
  9. Светлана Безумова21 лютого 2012 р. о 19:51

    Удивительный след в душе отставляют бабушки и дедушки. Это такая надежная прививка на всю жизнь любовью. Так любят только они: ощущение, что ты в надежном коконе любви, доброты и абсолютной безопасности и защиты. Мои, к сожалению, были со мной недолго - до 10 лет. Но все же были и я получила этот оберег на всю жизнь. А моей дочери не повезло - моей мамы не стало, когда ей было три с половиной, а второй бабушки - в пять лет. Она их не помнит.-(. А деды ваши замечательные!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Светлана, спасибо! Мой младший сын тоже не знает бабушки, моей мамы, и обеих своих дедушек. Так грустно от этого!!!

      Видалити
  10. Пусть земля им будет пухом, Танечка... А у меня была только одна бабушка, да и та покинула нас слишком рано.

    ВідповістиВидалити
  11. Душевный рассказ!... От воспоминаний на душе светлее!

    ВідповістиВидалити